В России слабо внедряются новые строительные материалы и технологии, поскольку этому не способствует существующая нормативно-правовая база. О причинах сложившейся ситуации и способах выхода из нее рассуждали участники II Международной специализированной выставки «Импортозамещение», которая прошла в Москве в сентябре.
В России продолжается снижение объемов производства в секторе строительных материалов. Многим предприятиям не хватает денег, слабые игроки покидают рынок. В этой ситуации мог бы выручить экспорт, однако он сокращается, а импорт стройматериалов растет, рассказал член совета НОПРИЗа Илья Константинов. По его мнению, это происходит из-за недостаточной поддержки со стороны государства: для выхода на международные рынки компаниям не хватает знаний и опыта, не говоря уже о средствах. Во многих случаях отечественные заказчики предпочитают импортные поставки, даже не имея представления об отечественных аналогах. Это не стимулирует их осваивать современную продукцию, несмотря на то что рынок предлагает много новых технологий и материалов.
Тему нормативно-правового и нормативно-технического регулирования применения импортозамещающих, инновационных технологий и строительных материалов продолжил советник по привлечению инвестиций АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» Евгений Никифоров. Кроме отсутствия масштабной целевой государственной поддержки он назвал целый ряд других негативных факторов: неразвитость инфраструктуры продвижения экспортной продукции, трудности с кредитованием производства, слабое стимулирование предприятий научно-инновационной деятельности и др.
Отсутствие нормативно-правовой базы действительно не способствует внедрению инноваций. Специалисты напоминают, что использование старых материалов и технологий закладывается еще на стадии проектирования. За рубежом в применении новых материалов заинтересованы прежде всего подрядчики, которые хотят сэкономить средства на строительстве, снизить его себестоимость, говорит заведующая сектором главных специалистов ЗАО «Институт «Стройпроект» Надежда Минаева. В идеале подрядные компании согласовывают с заказчиками порядок и объемы применения новых материалов, показывают соответствующие сертификаты, на основе которых и принимается окончательное решение. Помогает внедрению и практика обязательного страхования объектов, при этом сумма страховки делится между заказчиками и подрядчиками.
Что касается российской практики, то по закону о техническом регулировании на новые материалы должны быть приняты ГОСТы или своды правил. Но их, как правило, не существует. Нельзя сделать и экспертизу по применению новинок. А раз нет ГОСТов, стандартов, новых правил, то и использовать новые материалы затруднительно. По сути дела на внедрение новых материалов и технологий опущен железный занавес, с горечью резюмирует Минаева. Хотя так было не всегда: до 2007 г. можно было с помощью экспертизы доказать правильность и безопасность применения нового материала. Но затем законодательство изменилось, и теперь оно требует заново готовить спецтехусловия на каждый объект. Западная практика – обратная: там делают временные техусловия и после внедрения новшества утверждают их на государственном уровне.
Конечно, роль проектировщика в вопросах внедрения инноваций трудно переоценить, однако все вопросы необходимо решать системно, уверена первый заместитель председателя комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства Лариса Баринова. По ее словам, облегчению прохождения инновационной продукции может помочь параметрический метод нормирования, который необходимо закрепить на государственном уровне. Напомним: параметрический метод основан на замене стоимостных показателей затрат на ресурсы производства индексами технических параметров продукции, взвешенных соответствующими долями расхода основных ресурсов в структуре эксплуатационных издержек (ресурсная структура).
Итог дискуссии подвел генеральный директор ОАО «Московский институт материаловедения и эффективных технологий» доктор химических наук академик РАЕН Марсель Бикбау. По его мнению, у государства нет продуманной технической политики относительно производства новых строительных материалов, а рынок не способен ее заменить. Отраслевая наука слаба и в основном занимается гармонизацией на российской почве евростандартов.
Перспективу промышленного освоения инноваций предприятиями строительной отрасли он видит в национальных предстандартах; соответствующий закон был принят в 2011 г. Этот инструмент, который позволяет разрабатывать и внедрять новые материалы, можно использовать в течение трех лет, и, если есть положительные результаты, новая разработка получает право на жизнь. Особенность же предстандартов в том, что они предусматривают публичное обсуждение и коллективное принятие решения. Но для их более активного использования требуются стимулы, которых пока нет.
Рекомендуемые статьи:
Издания по теме статьи Просмотров статьи: 1757 с 24.10.2016Ознакомиться с изданиями из категории «Литература для строителей» |